bts merchbts merchbts butter mercharmy bombbts army bombbts face maskbts mouth maskbts maskbts face masksjungkook face mask
Лицензирование видов деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности — Анна Гаркуша

New Layer Гаркуша Анна Сор обязательно надо выносить из избы и собирать раздельно. А потом перерабатывать. Но лучше вовсе не сорить. Об этом и поговорим.

Лицензирование видов деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности

В переводе с латыни слово “лицензия” переводится как “право”. Наличие лицензии дает право на конкретную деятельность, а ее отсутствие — лишает такого права. Но зачем вообще нужно ограничивать предпринимателей в их деятельности?

Во-первых, лицензированию подлежат не все виды деятельности, а только те, в результате осуществления которых, по мнению государства, может быть нанесен ущерб жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, безопасности самого государства, окружающей среды и т.п.

Во-вторых, с помощью лицензирование государство контролирует те или иные виды деятельности, в нашем случае деятельность по обращению с отходами 1-4 класса опасности. Если предприниматель или юридическое лицо хотят заниматься такими видами деятельности, то им надо выполнить ряд требований и условий, выдвигаемых со стороны регуляторов отрасли. 

С помощью лицензий государство в лице надзорного органа Росприроднадзора  осуществляет надзор за правильностью и безопасностью ведения деятельности лицензированных организаций. В случае нарушения установленных правил лицензия может быть отозвана.

В-третьих, с помощью лицензирования государство ведет учет компаний, осуществляющих ту или иную деятельности и объемы предоставляемых услуг. Такой учет необходим для эффективного планирования и управления сферы обращения с отходами.

Отдельно следует отметить, что для работы с отходами 5 класса опасности лицензия не нужна. Но предпринимателям придется доказывать, что это неопасные отходы.

Лицензирование вводится ст. 9 ФЗ-89  “Об отходах производства и потребления”. Согласно законодательству, лицензии выдаются на каждый конкретный вид деятельности и каждый конкретный вид отхода. Если в лицензии не написано про утилизацию, а только про обработку, то владелец лицензии не имеет права заниматься утилизацией. Если в перечне отходов в тексте лицензии нет какого-то вида отхода, значит, владелец лицензии не имеет право  с ним работать.

Поэтому, расширяясь, строя новые мощности под работу с новыми видами отходов, предприятию необходимо еще и оформить лицензию на это. Например, компания занималась только сбором и транспортировкой ПЭТ бутылок, причем часть ПЭТ-бутылок приезжала с полигона. В таком случае  достаточно было лицензии только на эти виды деятельности и только на пластиковые отходы. Затем предприниматель решил инвестировать в переработку шин. Появляется необходимость оформления лицензии на работу с шинами.

Оформление лицензии занимает некоторое время, иногда дольше, чем хочется заинтересованному лицу. Нужно предоставить пакет документов, подтверждающих, что у соискателя есть необходимые мощности, соблюдены все правила безопасности для персонала и окружающей среды, а сам персонал специально обучен. 

Практика взаимодействия с заготовителями и переработчиками показывает, что для окончательного оформления лицензии нужно вложить десятки, а то и сотни тысяч рублей. Такие затраты не всегда по карману малому и среднему бизнесу. Поэтому они очень ограничены в развитии. Ведь для роста им нужны перспективные контракты с надежными партнерами. А надежные партнеры хотят сотрудничать с компаниями, у которых есть лицензии, пусть даже фактически они и не нужны, так как обращение происходит с неопасными отходами.

Тем не менее, отрасль развивается и компании находят возможность оформлять лицензии. К сожалению, государство само регулярно нарушает установленные правила, меняя понятия и определения в самом законодательстве. 

Так, после появления в 89 ФЗ РФ “Об отходах производства и потребления” требований по лицензированию сбора отходов для многих проектов по раздельному сбору наступили критические времена. Несмотря на то, что собираемые раздельно отходы неопасные (5 класс), и даже был соответствующий пункт в ПП РФ № 1156 “Правила по обращению с ТКО”  о том, что для них не требуется лицензирование, Управляющие организации в сфере ЖКХ тревожились, что им нужна лицензия на раздельный сбор отходов, или начинали требовать такую лицензию у заготовителей. Чтобы окончательно решить этот вопрос, регуляторы отрасли ввели в конце 2017 г. понятие “накопление”. Деятельность по накоплению не требует лицензирования даже для более опасных отходов.

Однако закон часто “совершенствуют”, меняя понятийный аппарат. На момент написания данной статьи обсуждаются изменения в определениях “обработка” и “утилизация”, что может привести к необходимости переоформления лицензий для огромного количества российских предприятий, а это значит — финансовые потери и чуть ли не приостановка деятельности. 

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *