bts merchbts merchbts butter mercharmy bombbts army bombbts face maskbts mouth maskbts maskbts face masksjungkook face mask
Меры по повышению эффективности развития раздельного сбора и отрасли переработки отходов — Анна Гаркуша

New Layer Гаркуша Анна Сор обязательно надо выносить из избы и собирать раздельно. А потом перерабатывать. Но лучше вовсе не сорить. Об этом и поговорим.

Меры по повышению эффективности развития раздельного сбора и отрасли переработки отходов

Цели мусорной реформы озвучиваются в различных площадок уже более 5 лет и каждый раз звучат по-разному: то нулевое захоронение, то сократить в два раза размещение отходов, то создание эффективной отрасли обращения с отходами, то выполнить целевые показатели нацпроекта “Экология”. Чтобы лучше понимать, про что все эти формулировки, я позволила себе нарисовать такую вот картинку. 

Глядя на нее, становится понятно, что нам надо сократить количество образующихся отходов в целом, а также повысить долю таких отходов, которые можно будет легко собирать и перерабатывать. Тем самым мы и цели нацпроекта выполним, и отрасль построим, и полигонное захоронение сократится, и уровень утилизации вырастет. Итак, у нас есть три важных направления работы.

Снижение общего количества образующихся отходов. 

По этому направлению имеет смысл предпринять ряд мер. Перво-наперво провести исследование морфологического состава образующихся отходов потребления. Такие исследования не являются обязательными для субъектов РФ. Иногда в Территориальных схемах можно встретить указание, что в составе ТКО содержится столько-то процентов макулатуры, пластика, стекла, резины, древесины и т.п. Для Подмосковье суммарное количество этих вроде бы перерабатываемых материалов составляет 70%, а по факту оказывается, что и половину невозможно передать на переработку. 

Понять причину этого можно только после изучения морфологии отходов по следующим параметрам:

  • назначение товара, становящегося отходом,
  • количество образования,
  • источник образования, 
  • период службы товара;
  • возможности раздельного сбора и материальной утилизации (выявление сложно перерабатываемых отходов)
  • доступность многоразовых альтернатив (для одноразовых предметов)
  • какое количество отходов можно предотвратить, если заменить одноразовое на многоразовое (или продлить срок службы)?

Некоторые региональные операторы по своей инициативе проводят такие исследования. Полученные данные позволяют им совершенствовать подходы к сбору и утилизации отходов, и даже формировать рекомендации для ключевых игроков, выбирающих упаковку для своих товаров. 

Как только станет понятно, какие отходы и почему не могут быть с высокой степенью эффективности собраны и переработаны, следует разработать и реализовать меры по предотвращению образования отходов. В целом их можно сгруппировать таким образом:

  • Запрет на отдельные виды материалов упаковки (ПВХ, полистирол)
  • Запрет отдельных видов одноразовых товаров и упаковки
  • Меры по стимулированию продажи продуктов питания в свою тару и упаковку
  • Введение формата многооборотной залоговой тары и упаковки
  • Государственная поддержка потребления в форматах аренды (прокат), second hand и sharing
  • Поощрение производителей и импортеров, предоставляющих длительные гарантийные сроки на продукцию
  • Экологическое просвещение и информирование 

Образования части отходов на сегодняшний день избежать не удастся. И тут наша задача применять меры по снижению доли сложно собираемых и перерабатываемых отходов в общем их количестве с помощью:

  • Механизма расширенной ответственности производителя РОП (ставки экологического сбора)
  • Запрета на энергетическую утилизацию материальных ресурсов (перерабатывай или не производи)
  • Постоянного диалога между производителями, переработчиками и регуляторами отрасли для поиска оптимальных упаковочных решений;

И вот, когда мы приложили все силы для того, чтобы отходов становилось меньше, и все они были максимально перерабатываемые, их нужно технически отправить на утилизацию. На этой стадии необходим раздельный сбор

Идеологически раздельный сбор — это способ сохранить количество и качество вторичных ресурсов для переработки. Раздельный сбор всегда эффективнее сортировки смешанных ТКО. Последние годы со стороны регуляторов отрасли по большей части звучат рекомендации организовывать двухпоточный раздельный сбор, хотя мало кто вдается в подробности, что это значит. Это “пищевые и все остальное” или “вторресурсы и все остальное”? 

Технически раздельный сбор может быть организован в различных форматах.

Это и два контейнера, как в Подмосковье и Москве, и три контейнера, и пять, и даже раздельный сбор в один контейнер, но в цветных мешках.

 

 

Это могут быть пункты приема, например, Правила Деления у Меги в Санкт-Петербурге. И даже фандоматы — это тоже разновидность раздельного сбора.

Рекомендовать всем регионам внедрять один и тот же двухпоточный формат — это дорогостоящая ошибка для субъектов РФ. Формат для раздельного сбора зависит от морфологии и количества отходов. Например, рядом с жилыми домами лучше организовывать многопоточный РСО, а в каком-нибудь торговом центре на фудкорте может быть достаточно и двух контейнеров под пластиковые и бумажные отходы.

Для эффективного развития РСО тоже необходимо предпринять несколько важных шагов:

  • Отменяется монополия региональных операторов на раздельный сбор на контейнерной площадке;
  • Разделить понятия ТКО и ОИТ в законодательстве;
  • Обязанность субъектов РФ обеспечить внедрение раздельного накопления должна быть прописана в 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Внедрять РСО следует исключительно через самостоятельное исполнение РОП (регоператоры имеют право внедрять РСО на общих основаниях).

Собранные раздельно отходы нужно отправлять на переработку. Не будет мощностей — не будет смысла в раздельном сборе. Перерабатывающей отрасли нужна поддержка широкого спектра, назовем некоторые из этих мер:

  • Предусмотреть меры поддержки для компаний, занимающихся утилизацией отходов, в региональных программах по поддержке бизнеса. На местном уровне много небольших и средних компаний занимаются переработкой отходов и заинтересованы в помощи от субъектов РФ.
  • Разработать и выпустить документ, регламентирующий коды ОКВЭД 38.12 и 38.22 как признаки обрабатывающей промышленности;
  • Ввести в отношении субъектов РФ отдельные целевые показатели по материальной утилизации отходов от использования товаров, подлежащих обязательной утилизации, запрещенных к полигонному размещению или входящих к перечень товаров, подпадающих под РОП и т.д. Сегодня эти целевые показатели в Территориальных схемах касаются только ТКО и разделяются по способу (обработка, утилизация, захоронение и обезвреживание). Введение целевых показателей по утилизации отходов бумаги и картона, стеклотары, пластика, текстиля, металла и т.д. придаст отрасли утилизации новый импульс в регионах.

Все эти меры, применяемые в изложенной последовательности, позволят нам в кратчайшие сроки снизить остроту “мусорной” проблемы, встать на верный путь ее решения, завоевать доверие населения и уважение западной общественности, потому что это и есть путь к циклической экономике без сжигания ресурсов.

 

2 комментария к “Меры по повышению эффективности развития раздельного сбора и отрасли переработки отходов”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *